ПАМЯТКА
к приказу МВД России от 01.03.2012 № 140
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
Предмет регулирования
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях определяет сроки, последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по приему, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Круг заявителей
Получателями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные и иные лица, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги.
Сведения о местонахождении, телефонах д/ч размещаются на стендах в общедоступных местах территориальных органов МВД России, а также на сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне.
Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги осуществляется в публичном или в индивидуальном порядке.
Публичное информирование осуществляется через средства массовой информации, а также путем размещения информации на стендах в общедоступных местах и на сайтах территориальных органов МВД России.
При индивидуальном устном (по телефону или лично) информировании уполномоченный сотрудник ОВД должен назвать свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность. В вежливой форме, корректно, используя официально-деловой стиль речи, проинформировать обратившееся лицо о порядке и (или) ходе предоставления госуслуги, предварительно предложив ему назвать свою фамилию, имя, отчество. В случае отказа или некорректных высказываний – прекратить разговор.
Если для осуществления индивидуального информирования требуется более десяти минут, уполномоченный сотрудник ОВД должен предложить заявителю обратиться за получением информации письменно.
Наименование государственной услуги
- заявления о преступлении – заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
- заявления об административном правонарушении – заявление гражданина, должностного и иного лица либо рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
- заявления о происшествии – заявление гражданина, должностного и иного лица либо рапорт сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с которым требуется проведение проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления либо повода для возбуждения дела об административном правонарушении (о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях).
- сообщения о преступлении – сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме*, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. (*за исключением сообщений, подлежащих занесению в протокол принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной.)
- сообщения об административном правонарушении – сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
- сообщения о происшествии – изложенное в устной форме заявление гражданина, должностного и иного лица, которое требует проведения проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления либо события административного правонарушения, а также сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом подразделением вневедомственной охраны особо важном объекте, объекте повышенной опасности и жизнеобеспечения, объекте, подлежащем обязательной охране полицией.
Положения настоящего Административного регламента не распространяются на:
- сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом подразделением вневедомственной охраны объекте, не являющимся особо важным объектом, объектом повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектом, подлежащим обязательной охране полицией, если в результате реагирования на сигнал «тревога» не выявлены признаки преступления или административного правонарушения.
- сообщения о ДТП, поступившие в подразделения ГИБДД, не требующие проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств.
- анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, а также анонимные сообщения, поступившие по телефону, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений (сообщений), содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
- выявленные непосредственно сотрудниками органов внутренних дел административные правонарушения, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях.
- заявления граждан, должностных и иных лиц, носящие специальный характер, связанные с выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок, заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов, актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право.
Конечным результатом предоставления государственной услуги является принятие следующего решения:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или заявления по подсудности в суд по делам частного обвинения;
- о возбуждении дела об административном правонарушении;
- о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии по подведомственности;
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
- о приобщении заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела;
- о передаче заявления в подразделение делопроизводства и режима.
Основанием для отказа в рассмотрении заявлений, направляемых в электронном виде по информационным системам общего пользования, является:
- указание заявителем недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа.
- поступление дубликата уже принятого электронного заявления.
- некорректность содержания электронного заявления (если содержащийся в нем текст не поддается прочтению).
- невозможность рассмотрения заявления без необходимых документов и личной подписи заявителя.
Государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.
Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления не должен превышать 30 минут.
Прием заявителей осуществляется в специально выделенном для этих целей помещении, расположенном на 1-м этаже здания территориального органа МВД России.
Места ожидания (приема) оборудуются стульями, столами (стойками) для возможности составления заявления. Обеспечение писчей бумагой и ручками осуществляется по просьбе заявителя сотрудниками органов внутренних дел, принимающими заявления.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии;
- регистрация заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии;
- разрешение заявлений о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, включающее в себя их рассмотрение и принятие по ним решений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Административным регламентом;
- информирование заявителей о результатах предоставления государственной услуги;
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления (сообщения) в территориальный орган МВД России или уполномоченным сотрудникам органов внутренних дел.
При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии не непосредственно от заявителя, а по почте, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи, от сотрудника органа внутренних дел, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии по телефону талон-уведомление не оформляется, а в графу 3 КУСП заносится соответствующая отметка.
Персональная ответственность за нарушение правил ведения КУСП и талонов-уведомлений, неполноту регистрации поступившей информации о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях возлагается на сотрудников дежурных частей и начальника территориального органа МВД России.
При наличии зарегистрированного заявления проверку по нему осуществляет сотрудник органа внутренних дел по соответствующему поручению начальника территориального органа МВД России, либо его заместителя – начальника полиции (начальника отдела, отделения полиции) или лиц, их замещающих.
При наличии зарегистрированного сообщения проверку по нему осуществляет сотрудник по соответствующему поручению руководителя территориального органа, а в период его отсутствия по поручению оперативного дежурного. При этом в графу 6 КУСП заносится соответствующая информация.
Сотрудником, которому поручено проведение проверки:
По заявлению о преступлении в случае не выявления признаков данного преступления составляется соответствующий рапорт.
По сообщению о преступлении:
- в случае выявления признаков данного преступления у лица, сообщившего о нем, в соответствии с подпунктом 16.1.1 настоящего Административного регламента отбирается (составляется) соответствующее заявление о преступлении.
- в случае отсутствия признаков преступления составляется соответствующий рапорт.
По сообщению об административном правонарушении в случае выявления или отсутствия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении составляется соответствующий рапорт.
По заявлению (сообщению) о происшествии:
- в случае выявления признаков преступления у лица, сообщившего о нем, отбирается (составляется) соответствующее заявление о преступлении
- в случае выявления поводов к возбуждению дела об административном правонарушении составляется соответствующий рапорт.
- в случае не подтверждения поступившей первоначально информации, а именно: отсутствия признаков преступления либо поводов к возбуждению дела об административном правонарушении составляется соответствующий рапорт.
Сотрудник по прибытии в территориальный орган МВД России незамедлительно докладывает руководителю территориального органа, либо в его отсутствие оперативному дежурному, соответствующие документы, полученные (подготовленные) в ходе проверки. Указанные документы приобщаются к ранее зарегистрированному в КУСП заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, а в графу 4 КУСП вносится соответствующая информация.
По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении.
В резолюции должен быть определен исполнитель, срок и порядок разрешения. Допускается установление сокращенных сроков их разрешения. В зависимости от содержания поступившей информации руководитель территориального органа указывает:
По заявлению о преступлении – «в срок до __ провести проверку в порядке ст.ст. 144-145 УПК».
По заявлению об административном правонарушении либо по рапорту об обнаружении поводов к возбуждению дела об административном правонарушении – «в срок до __ провести проверку в порядке, установленном КоАП».
По заявлению о происшествии – «в срок до __ провести проверку в установленном порядке».
В случае выявления признаков преступления при рассмотрении заявления (сообщения) об административном правонарушении либо происшествии исполнитель обязан незамедлительно подготовить соответствующий рапорт для доклада руководителю территориального органа и регистрации в КУСП. За надлежащую реализацию указанных мероприятий исполнитель несет персональную ответственность.
Заявления (сообщения) о преступлении подлежат проверке в порядке, предусмотренном УПК. По результатам рассмотрения заявления о преступлении принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела.
- об отказе в возбуждении уголовного дела.
- о передаче по подследственности или по подсудности
- в суд по делам частного обвинения.
При отмене прокурором незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел материалы, возвращенные для проведения дополнительной проверки, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, ведение которого в территориальном органе МВД России осуществляется сотрудником отдела (отделения, группы) анализа, планирования и контроля или лицом, исполняющим его обязанности.
Зарегистрированные материалы докладываются руководителю территориального органа. В резолюции по материалу об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенному для проведения дополнительной проверки, руководитель территориального органа в письменном виде определяет исполнителя и сроки проведения дополнительной проверки с учетом сроков, определенных прокурором.
Заявления (сообщения) об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения заявления об административном правонарушении принимается одно из следующих решений:
О возбуждении дела об административном правонарушении.
О вынесении определения об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении.
О передаче материалов на рассмотрение по подведомственности
Письменные обращения заявителей, поступившие в дежурную часть территориального органа, которые подлежат рассмотрению в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан в системе МВД России, по резолюции руководителя территориального органа передаются в подразделение делопроизводства. В КУСП вносится регистрационный номер учетной формы подразделения делопроизводства и дата перерегистрации.
Если по результатам рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии признаки преступления, административного правонарушения не установлены, то сотрудником органов внутренних дел составляется рапорт на имя руководителя территориального органа о результатах проведенной проверки.
Руководитель территориального органа принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело.
Сотрудники территориального органа МВД России, проводившие проверку по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, должны в течение 24 часов с момента принятия решения проинформировать оперативного дежурного о результатах рассмотрения для обеспечения своевременного внесения необходимых сведений в графу 9 КУСП.
При этом сотрудник, проводивший проверку, обязан предоставить оперативному дежурному надлежащим образом оформленное решение.
Информирование заявителей о результатах предоставления государственной услуги
Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Информация о принятом решении по заявлению о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, поступившему в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по указанному адресу электронной почты, в письменной форме по указанному почтовому адресу, а по заявлению, поступившему через Единый портал, направляется с использованием информационной системы в личный кабинет заявителя, созданного на указанном портале.
О передаче заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии по подведомственности, по подследственности, по подсудности в суд (по делам частного обвинения) или в иной территориальный орган МВД России по территориальности заявитель информируется письменно или получает сообщение в личный кабинет, расположенный на Едином портале, в течение 24 часов с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Формы контроля за исполнением Административного регламента
При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладывает письменным рапортом начальнику территориального органа МВД России:
- о количестве поступивших в течение суток заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях.
- о количестве заявлений, зарегистрированных в КУСП и не полученных соответствующими сотрудниками органов внутренних дел на момент сдачи дежурства.
- о сотрудниках, проводящих проверку поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях, срок разрешения которых истек в течение дежурных суток, и не доложивших в дежурную часть территориального органа о ее результатах.
Для проведения сверок полноты регистрации заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях в территориальном органе МВД России создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника территориального органа МВД России.
Председателем комиссии назначается один из заместителей начальника территориального органа МВД России. Включение в состав комиссии начальника штаба (при наличии штатной должности), сотрудника информационного центра (при наличии штатной должности) или отдела (отделения, группы) информационного обеспечения (при наличии штатной должности), а также представителей органа предварительного следствия и дознания обязательно.
Начальник территориального органа МВД России утверждает обязанности членов комиссии, планы ее работы на квартал. Секретарь комиссии ведет делопроизводство.
Комиссия:
В соответствии с установленной начальником территориального органа МВД России периодичностью, но не реже одного раза в квартал, проверяет полноту регистрации в КУСП и результаты разрешения поступивших заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, а также проводит сверку сведений, содержащихся в КУСП, и сведений, полученных из других источников информации, включая корешки талонов-уведомлений.
Заслушивает сотрудников органов внутренних дел, допустивших нарушение порядка и сроков приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, а также их непосредственных руководителей. По результатам заслушивания вносит предложения начальнику территориального органа МВД России о привлечении указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности, а также об устранении причин и условий, способствующих их совершению. По результатам заслушивания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии.
Члены комиссии проводят выборочные сверки с журналом учета письменных обращений граждан; журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; журналом учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенных для проведения дополнительной проверки; журналом учета дел об административных правонарушениях; журналом учета обращений по телефону доверия; специальным номенклатурным делом, а также документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, экспертно-криминалистических подразделений.
Заявитель может обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностного лица, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, устно или письменно (по почте, по факсимильной связи либо в форме электронного документа).
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействия) и решения должностного лица, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления госуслуги.
Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается.
Ответ на жалобу не дается, если:
- в жалобе не указана фамилия заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
- текст жалобы не поддается прочтению.
- в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, в связи с чем заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления своим правом.
- ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, при этом заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в жалобе вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
-в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу ранее направленных жалоб, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае начальник территориального органа МВД России вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Действия (бездействия) и решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам.
При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа должностного лица, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
Решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, а также действия (бездействия) должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Начальники территориальных органов МВД России обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости – с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя.
Рассмотрение заявлений, поданных вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, в которых обжалуются решения и действия (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, принятые в ходе предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений или сообщений о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, осуществляется в установленном порядке.
Не допускается направление заявлений, в которых обжалуются решения и действия (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, принятые в ходе предоставления государственной услуги, на рассмотрение к должностным лицам органов внутренних дел, действия (бездействия) которых обжалуются.
Не допускается направление заявлений, в которых обжалуются решения и действия (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, принятые в ходе предоставления государственной услуги, на рассмотрение к должностным лицам органов внутренних дел, действия (бездействия) которых обжалуются.
По результатам рассмотрения заявления, в котором обжалуются решения и действия (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, принятые в ходе предоставления государственной услуги, вышестоящее должностное лицо органа внутренних дел может вынести следующие решения:
-
о признании обжалуемого принятого решения, совершенных действий (бездействия), незаконным и отмене принятого решения.
-
об отказе в удовлетворении требований заявителя.